Как рассчитать резерв на отпуск в бухучете?


Компании обязаны создавать в бухучете резерв на оплату отпусков. Это позволяет объективно оценить объем обязательств организации. Если не сформировать резерв, аудиторы могут не выдать положительное заключение.

Создавать резерв не обязаны лишь те организации, которые вправе применять упрощенные способы учета (п. 3 ПБУ 8/2010, п. 20 информации Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016). Читайте, как правильно формировать и корректировать отпускные резервы.

Как сформировать резерв

Резерв создают не реже чем на каждую отчетную дату. Компания сама решает, как часто определять размер обязательства по оплате отпусков. Если организация не формирует промежуточную бухгалтерскую отчетность, то может создавать резерв раз в год.

В правилах бухучета не прописали методики, чтобы рассчитать резерв по отпускам. Организация сама выбирает способ, как формировать резерв. Главное, чтобы он был достоверным (п. 15 ПБУ 8/2010). Свою методику расчета запишите в учетной политике.

Чаще всего резерв формируют одним из двух методов: нормативным и методом обязательств.

Для нормативного метода рассчитывают процент отчислений в резерв. Эту величину определяют в начале отчетного года. Она равна доле расходов на отпускные в фонде оплаты труда. Можно использовать фактические показатели по зарплате за прошлый год. Для расчета расходов на отпускные учитывают не только будущие отпуска, но и дни отдыха, которые остались неиспользованными за прошлые периоды (письмо Минфина от 24.09.2010 № 03-03-06/1/617). Расходы на отдых считают с учетом страховых взносов (письмо Минфина от 27.01.2012 № 07-02-18/01).

Затем компания рассчитает величину отчислений в резерв на каждую отчетную дату. Для этого сумму зарплаты за период и взносов с нее надо умножить на процент отчислений в резерв.

Метод обязательств — это расчет резерва на основании сведений об остатках отпуска и среднего заработка сотрудника (приложение № 3 к письму Минфина от 20.05.2015 № 02-07-07/28998). Для расчета потребуется два показателя: среднедневной заработок и дни отпуска, которые накопил сотрудник на отчетную дату. Заработок считайте по правилам (утв. постановлением Правительства от 24.12.2007 № 922). Резерв нужно рассчитать по формуле:

Резерв отпусков = Количество дней отпуска, положенных сотруднику в периоде, на который рассчитывают резерв × Среднедневной заработок сотрудника на дату расчета резерва.

В бухучете для резерва используют счет 96 «Резервы предстоящих расходов» (Инструкция, утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтеру потребуется сделать в учете проводки:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 96

начислен резерв на дату его формирования;

Дебет 96 Кредит 70

начислены отпускные за счет резерва;

Дебет 96 Кредит 69

начислены страховые взносы на сумму отпускных за счет резерва.

Если средств резерва недостаточно, то часть расходов на выплату отпускных и страховых взносов отражают как обычно (п. 21 ПБУ 8/2010).

Стоит ли корректировать обязательствоАбзац

В бухучете резерв по отпускам — это реальное обязательство. Его определяют ежегодно. Дополнительная инвентаризация обязательства не нужна. Но только если вы не создаете резерв нормативным методом. Иначе вам потребуется посчитать обязательство перед работниками по неиспользованным отпускам на 31 декабря. Затем компании надо сравнить его с входящим сальдо по счету 96 «Резервы предстоящих расходов». После инвентаризации сальдо должно быть равно обязательству компании по отпускам.

Читайте также:

%d такие блоггеры, как: