Прочие расходы на пандемию
Третий квартал подряд мы начинаем семинар по квартальной отчетности с обсуждения последствий коронавирусной инфекции для бизнеса. Не хочется быть мрачным пророком, но пока все указывает на то, что так будет и в следующую встречу.
Нетипичность операций, которые в одночасье стали совершать множество фирм и ИП, породила и массу вопросов. В том числе по учету расходов, о которых раньше большинство и слыхом не слыхивало.
В лидерах, без сомнения, вопрос о стоимости медобследования работников на наличие COVID-19: как ее отразить? Для целей налогообложения прибыли Минфин приравнивает это к прочим расходам на обеспечение нормальных условий труда. А для бухучета — к расходам по обычным видам деятельности с отражением по привычным счетам затрат: 20, 26, 44 — в зависимости от того, какой персонал вы тестируете.
Аналогично следует учитывать расходы на дезинфекцию помещений, закупку средств защиты и прочие подобные. К слову, если работодатель что-то из этого не делает, оштрафовать его можно, только когда такие обязанности и ответственность за их несоблюдение предусмотрены нормативными актами региона. На федеральном уровне действуют только рекомендации Роспотребнадзора, а они к применению необязательны. Так что и штрафовать по КоАП РФ за их несоблюдение нельзя.
Внереализационные расходы на пандемию
Часть расходов, связанных с пандемией, Минфин квалифицирует как внереализационные для прибыли и прочие для бухгалтерских целей. Речь о таких затратах, как:
— выплаты за нерабочие дни людям, которые в это время не трудились;
— оплата вынужденного простоя персонала по причине ограничительных мероприятий или экономических трудностей. Однако взносами и НДФЛ эти суммы нужно было облагать как начисления в рамках трудовых отношений;
— убытки из-за отмены командировки: стоимость невозвратных билетов, штрафы за снятие брони в гостинице и т. д.
Можно ли учесть что-то из перечисленного по-другому? Скажем, «простойные» выплаты квалифицировать как расходы на оплату труда? Формально — да, это позволяет сделать п. 4 ст. 252 НК. Но методологически это сомнительно, все же в случае с простоем или нерабочими днями платите вы не за труд, а за его отсутствие.
Субсидия на зарплату: расчет, а также НДФЛ и взносы с выплат за счет нее
Для кого-то приятным сюрпризом, а для кого-то не очень стала позиция ФНС по проблеме подсчета количества работников в целях так называемых субсидий на зарплату. Вообще говоря, тратить эти деньги можно было не только на выплаты персоналу, но и на другие неотложные нужды. Но для удобства будем называть субсидию зарплатной.
Сразу при появлении Правил выдачи этих денег встал вопрос, как считать персонал для определения суммы субсидии и проверки сохранения уровня занятости относительно марта 2020 г. Сомнения вызывали люди, трудившиеся по гражданско-правовым договорам (ГПД). В СЗВ-М мы их указываем, но работниками в понимании ТК они не являются.
ФНС подошла к проблеме сугубо формально: раз правительственные Правила ссылаются только на СЗВ-М, то строго по этой форме и нужно подсчитывать персонал. То есть с учетом «ГПДшников». Тем, кто в апреле и мае с такими людьми не расстался, этот подход на руку — они получили больше денег.
А вот тем, кто в эти месяцы массово расторг ГПД, не повезло: им субсидии могли не прийти вовсе, если штат относительно марта уменьшился больше чем на 10%. А если людей было до 10 — то более чем на 1 человека.
Как вы помните, субсидии на зарплату не надо было учитывать в налоговых доходах, но и расходы, оплаченные этими деньгами, прибыль не уменьшали. Видимо, потому у работодателей появились сомнения и насчет НДФЛ со взносами: надо ли их исчислять с выплат работникам, которые профинансировало государство?
Ответ: однозначно надо. Зарплата есть зарплата, каким бы путем вам ни достались деньги на нее. Никаких поправок в главах 23 и 34 НК на этот счет не было, Правительство РФ тоже не вводило послаблений.
Субсидия на дезинфекцию: учет и цели расходования
Теперь о субсидиях на профилактику и дезинфекцию, которые выдавали гораздо более узкому кругу организаций и ИП из пострадавших отраслей. Именно потому, что нормативное число получателей было меньше, чем в случае с субсидиями на зарплату, Минфин разъяснил: гл. 25 НК даже после «коронавирусных» поправок обязывала включить «дезинфекционные» суммы в налоговые доходы.
Но, сказав «А», чиновники не сказали «Б»: что делать с затратами за счет такой субсидии? Логично предположить: раз субсидию нужно было показать в доходах, то и расходы, оплаченные ею, уменьшали облагаемую прибыль.
В итоге арифметически результат учета субсидий двух видов одинаковый: на размер налога на прибыль они не влияли. Разница только в технике учета и порядке отражения субсидий, а также затрат за счет них в декларации.
К слову, в июле Казначейство озаботилось вопросом о том, куда можно тратить субсидии на дезинфекцию. И выяснилось, что целевого характера у этих денег нет: хочешь, расходуй на соответствующие мероприятия, а хочешь — канцелярию закупай. Мало того, государство то ли забыло, то ли не собиралось обязывать получателей субсидий сдавать отчетность по затратам, профинансированным этими средствами.
Уменьшение ЕНВД
Вы отлично знаете, коллеги, что в регионах с ЕНВД под ограничительные меры попало множество вмененщиков. Естественно, тут же возник вопрос: как быть с налогом за время, когда по указанию Президента РФ или властей субъекта РФ «вмененную» деятельность пришлось прекратить?
Депутаты не ввели особые правила исчисления ЕНВД на 2020 г. и не делегировали соответствующие полномочия Правительству РФ. В итоге огонь на себя пришлось вызвать Минфину: он пояснил, что за период нерабочих дней, а значит, и другое время, когда «вмененной» деятельности не было, не платить ЕНВД можно только в одном случае.
А именно — гл. 26.3 НК позволяет уменьшить налог, только если фирма либо ИП не просто прекратили «вмененные» операции, но и снялись с учета в качестве плательщика через подачу заявления ЕНВД-3. Тогда налог пересчитывается пропорционально числу дней квартала, прошедших к моменту снятия с учета.
Если же магазин или любой другой бизнес просто был закрыт какое-то время, гл. 26.3 НК не предусматривает снижение ЕНВД пропорционально этому периоду. То есть злой Минфин тут ни при чем: таков Налоговый кодекс. Повезло только пострадавшим отраслям — им ЕНВД за II квартал простили вовсе.
Взносы по дополнительным тарифам и плановые проверки — 2020
Как известно, пострадавшим отраслям списали не только ЕНВД и многие другие налоги за II квартал, но и обнулили тарифы страховых взносов. Многие восприняли последнее как полную свободу от начисления каких бы то ни было взносов на зарплату персонала.
В связи с этим Минфин напомнил: дополнительные тарифы с выплат, к примеру, «вредникам» никто не обнулял. Исчислять и перечислять их нужно было, как обычно. А УФНС по г. Москве добавило: «пострадавших» ИП не освободили и от уплаты дополнительных взносов на ОПС за 2020 г. с части годовых доходов, превысившей 300 000 руб. Им лишь рассрочили такие взносы за 2019 г.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться в связи с коронавирусом. Одно из его немногих положительных последствий — мораторий на все плановые проверки бизнеса до конца года, не связанные с налогами и таможней. Эти мероприятия на 2020 г. Генпрокуратура РФ заранее собрала в перечень и разместила у себя на сайте.
Вопрос: что с ними будет после окончания моратория? Не переедут ли проверки 2020 г. на 2021 г.? Нет, успокоила Генпрокуратура РФ, не переедут. Они просто не состоятся и все, а из сводного плана мероприятий их исключат. То есть всем, кто попал в список на текущий год, повезло
НДС и налог на прибыль
Безвозмездные бонусы — не повод платить НДС
Стимулировать покупателей бонусами за объем поставок — часто встречающийся прием поставщиков. Причем по условиям «бонусного» соглашения эти выплаты не меняют стоимость ранее отгруженных товаров. В Письме № 03-07-11/62477 Минфин рассмотрел вопрос, как покупателю быть с НДС при получении денег от поставщика.
Ответ — никак. Если у покупателя нет встречных обязательств перед продавцом, он не обязан выполнять какие-либо задания контрагента, достаточно только регулярно и помногу покупать товары у последнего. Поскольку ответных услуг покупатель не оказывает и с оплатой товаров бонусы не связаны, то и включать их в налоговую базу по НДС не надо.
Одновременно чиновники предупредили: если договор поставки товаров предусматривает оказание покупателем продавцу каких-либо ответных услуг за бонусы, то на стоимость услуг следует начислить НДС. Покупатель должен выставить счет-фактуру и уплатить налог в бюджет, а продавец вправе вычесть входной НДС.
Скажем, такой встречной услугой может быть реклама поставщика. То есть договором установлено, что бонусы покупатель получает не просто за объем поставок, но и за рекламные буклеты, которые раздает посетителям. В этом случае покупатель выступает как поставщик рекламных услуг.
Уступаете необлагаемое — НДС облагайте
Уступка требования — операция, которая постоянно вызывает вопросы у всех сторон сделки. Как известно, у нового кредитора налогом облагают превышение доходов от переуступки требования (или его погашения) над расходами на приобретение такого требования. То есть по сути — чистую прибыль от сделки.
Например, организация продает за 115 000 руб. обязательство, приобретенное за 100 000 руб. В бюджет надо уплатить 2500 руб.
А надо ли исчислять НДС, если в основе уступки требования — не облагаемая этим налогом операция? Минфин в Письме № 03-07-11/67405 утверждает, что никаких исключений НК не содержит, поэтому заплатить НДС придется в общем порядке — с разницы между затратами на покупку и доходами от продажи требования.
С учетом такого подхода заработать на переуступке подобного требования новому кредитору будет проблематично. Ведь если бы он приобрел «облагаемое» требование, то у него был бы вычет по НДС. А по «необлагаемым» уступкам вычитать нечего, но заплатить НДС в бюджет придется.
Впрочем, утверждение Минфина нельзя отнести ко всем необлагаемым операциям. НК напрямую освобождает от обложения переуступку требований по денежным займам. Правда, когда-то давно налоговики утверждали, что это относится только к первоначальному кредитору. Но Минфин вмешался и разъяснил в Письме № 03-07-11/123, что норма относится и к новому кредитору. То же касается и обязательств по погашению штрафов по договорам денежного займа.
Так что, повторюсь, новое Письмо Минфина применимо не ко всем операциям: если переуступают требование по займу, НДС исчислять не придется. А вот когда в основе требования иной договор, то налог надо начислить даже по необлагаемым операциям, если не хотите споров с проверяющими.
Впрочем, все это имеет значение, только когда требование удалось уступить с выгодой, а не с убытком. В последнем случае не важно, какая сделка лежала в основе требования, — платить НДС при переуступке или погашении все равно не придется.
Вычеты: переносимые и не очень
Теперь предлагаю поговорить о вычетах. Начнем с общих правил их применения.
НДС принимается к вычету по приобретенным и оприходованным товарам, работам, услугам, которые используются для облагаемых налогом операций, и при наличии счетов-фактур на эти товары, работы, услуги.
Таковы общие правила. Но есть и частные.
Например, для вычета по предоплате не нужна первичка, но нужны счет-фактура на аванс и платежка, а также соответствующее условие в договоре. А при приобретении товаров у иностранной организации, не состоящей на учете в РФ, надо исчислить, удержать и уплатить НДС — только в этом случае его можно заявить к вычету.
В квартале, когда соблюдены все условия, покупатель вправе заявить вычет. Если же по каким-то причинам этого делать не хочется, входной НДС в некоторых случаях можно принять к вычету позже. Например, сумма вычетов в одном квартале оказалась очень большая, а НДС к уплате — маленький. И организация не хочет просить возмещения налога, но согласна растянуть вычет еще на несколько кварталов после того, как соблюдены все условия для него.
Но отложить можно исключительно «обычные» вычеты НДС, то есть по товарам, работам, услугам, приобретенным у отечественных продавцов. В Письме № 03-07-14/61018 Минфин напомнил, что соответствующая норма гл. 21 НК распространяется только на такие операции. Вычеты НДС, установленные иными положениями главы, отложить на 3 года нельзя.
В частности, в Письме шла речь об агентском НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным у иностранной организации. Но в равной степени это касается и других случаев. Так, нельзя отложить вычет авансового НДС или агентского налога с платы за аренду имущества у органа власти.
А вот с вычетами по корректировочным счетам-фактурам, то есть по товарам, работам или услугам, стоимость которых изменилась, можно подождать, это прямо следует из НК.
Затянули с созданием НМА — придется подождать и с вычетом НДС
В мае и июне Минфин дал одинаковые разъяснения по вычетам НДС с НМА, которые начали создаваться до 01.01.2020.
Дело в том, что с 1 января вступили в силу изменения в НК. И теперь вычет по товарам, работам или услугам, приобретенным для создания НМА, можно заявлять по общим правилам. То есть в течение 3 лет после их оприходования и при наличии счетов-фактур. Ждать завершения работ над НМА не нужно.
Впрочем, главная сложность с расходами на создание НМА была не в отсрочке вычета. А в том, что Минфин не позволял его дробить, то есть принимать частями, если в одном счете-фактуре была слишком большая сумма НДС.
После изменений в гл. 21 НК стало, конечно, гораздо проще и удобнее. Но поправки породили вопросы, на которые ведомство ответило Письмами № 03-07-11/55215 и № 03-07-10/44623. А именно: как учитывать НДС по товарам, работам, услугам в переходный период, то есть когда товары, работы, услуги приобретены до 2020 г., а НМА будет создан уже в 2020 г.?
Ответ Минфина в этой ситуации логичен, а потому предсказуем.
Для вычета НДС по новым правилам необходимо, чтобы условия были соблюдены после 2020 г. То есть именно в этом году товары, работы, услуги оприходованы и получен счет-фактура по ним. Тогда НДС принимайте к вычету сразу, не дожидаясь создания НМА.
Если же товары, работы, услуги приобретены (или уплачены и ввезены в Россию) до 2020 г., то и вычет по ним заявляйте по правилам старой редакции НК: после принятия НМА к учету на счете 04 «Нематериальные активы».
Так что если у вас для одного НМА часть работ была произведена в 2019 г., а часть — в 2020 г., то по первым вам надо будет дождаться создания НМА, а по вторым достаточно наличия всей первички и счетов-фактур.
Для налога на прибыль безнал = имущество
Третий квартал ознаменовался поправками в Налоговый кодекс. Поговорим о той, что уже вступила в силу и распространяет свое действие на период с 01.10.2019. С чем это связано и почему понадобилось вносить правку задним числом?
Напомню, что именно 01.10.2019 вступили в силу изменения в ГК, согласно которым безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги приравняли к имущественным правам. А это, в свою очередь, повлекло малоприятные налоговые последствия для организаций, которые привыкли получать безвозмездные деньги, но не включать их в базу по прибыли.
Согласно подп. 11 п. 1 ст. 251 НК бесплатная помощь от участника с долей в УК более 50% не включается в доход организации. То же самое, когда фирма-получатель владеет более чем половиной УК передающей компании. Вот только речь в норме идет об имуществе, а не об имущественных правах. На это, в частности, обращал внимание и Минфин в своих разъяснениях.
Так что формально после поправок, сделавших безналичные деньги имущественными правами, полученный бесплатно безнал следовало учесть в доходах организации.
Чтобы этого делать не пришлось, в новой редакции п. 2 ст. 38 НК безналичные деньги в целях налогообложения приравняли к имуществу. Так что, если участник хочет помочь организации, ему не придется привозить мешок наличных в офис, безналичные деньги по-прежнему можно не учитывать в доходах.
Если в промежутке между изменениями у вас была помощь от участника и вам пришлось учесть ее в доходах, сейчас вы можете учесть ее как убытки прошлых лет, выявленных в текущем году. Ведь в момент ее учета никаких ошибок не было: вы отразили доход так, как этого требовала тогдашняя редакция НК. И теперь можете учесть внереализационный расход.
Когда налоговый расход — это будущий налоговый доход
Все мы уже привыкли, что можно не править прошлый период, если ошибки, которые тогда допустили, привели к переплате налога. Но вот к тому, что можно обойтись без уточненки в тех случаях, когда завышен расход, многие никак не приспособятся.
Поэтому в Письме № 03-03-07/67349 Минфин рассмотрел следующую ситуацию. Организация неверно исчислила и переплатила земельный налог. Эти суммы она, разумеется, включила в расходы по налогу на прибыль, то есть занизила его. Как ей поступить, если ошибка выявлена в следующем квартале или даже году?
Ведомство ответило: подавать уточненку не нужно, сумму переплаты надо включить во внереализационные доходы текущего периода. Позиция Минфина основана на Постановлении Президиума ВАС № 10077/11 аж 2012 г. По нему учет в расходах излишне уплаченных налогов — не ошибка. Выявление переплаты — это новое обстоятельство, поэтому и учесть ее можно в том периоде, когда она обнаружена.
Правда, надо сказать, что даже мнение Минфина по этому вопросу не спасает и от разночтений, и от споров на местах. Так, ИФНС не склонны распространять позицию ВАС не на страховые взносы. И уже судам приходится объяснять налоговикам, что переплата по взносам по своей природе не отличается от переплаты по налогам. А потому также может быть учтена в доходах периодом обнаружения, без подачи уточненки, доплаты налога и уплаты пеней.
Модернизация — новая, норма амортизации — старая
Не секрет, что модернизация (или реконструкция) ОС увеличивает его первоначальную стоимость, а иногда и срок полезного использования (СПИ) в пределах амортизационной группы. Но что делать с ОС, которое было модернизировано после полного списания «первоначалки»?
В этом случае можно действовать так же, как в ситуации, когда на момент модернизации объект еще не полностью самортизирован. То есть увеличить первоначальную стоимость и, возможно, СПИ, если ранее он был установлен не по максимуму. Тогда старую норму амортизации надо пересмотреть с учетом нового СПИ.
Но не надо забывать, коллеги, что увеличение СПИ — это право, а не обязанность. И вот в июле этого года Минфин в Письме № 03-03-06/1/60600 разъяснил: без увеличения СПИ по полностью списанным ОС, которые прошли модернизацию либо реконструкцию, надо применять старую амортизационную норму.
Во многом эта позиция даже выгодна налогоплательщикам. Скажем, если старая норма амортизации была высокой, а затраты на модернизацию не очень велики, то списать их получится быстрее. Но может быть и наоборот: маленькая норма амортизации замедлит списание больших затрат на модернизацию.
Пример. Расчет СПИ по реконструированному имуществу
Список налоговых расходов на допотпуска закрытый
Еще одна большая статья расходов организаций — это затраты на оплату труда. В том числе на отпуска. Причем помимо ежегодных отпусков по этой статье можно учесть и оплату дополнительных. Но не всех, а только тех, которые предусмотрены в ТК или в федеральных законах, то есть, в частности, отпуска:
— за вредные, опасные или особые условиях труда;
— ненормированный рабочий день;
— работу в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях.
Если же организация установила в трудовом или коллективном договоре свои дополнительные отпуска, то расходы на их оплату учесть не получится, что подтвердил и Минфин Письмом № 03-03-06/2/43277.
Тот факт, что благодаря п. 25 ст. 255 НК список расходов на оплату труда открытый, все равно не позволяет учесть любые затраты, установленные в трудовом или коллективном договоре. Дело в том, что п. 24 ст. 270 НК прямо запрещает уменьшать доходы на отпускные за дополнительные отпуска, не предусмотренные законодательством. Так что признать эти затраты и поспорить с налоговиками не получится.
Для налога на прибыль самозанятый — не ИП и не физлицо?
В условиях затянувшегося кризиса растет привлечение работников не по трудовым договорам, а по договорам подряда — на определенный срок и для выполнения конкретных работ. А соответственно, растет и число вопросов по учету таких расходов.
Казалось бы, а что тут может быть неясного? В НК такие затраты прямо заявлены в числе расходов на оплату труда. Вот только там же прописано исключение — кроме выплат по договорам, заключенным с ИП. На этом основании Минфин разъяснил, что выплаты самозанятым — это прочие расходы из подп. 49 п. 1 ст. 264 НК, а не затраты на оплату труда.
Однако согласиться с ведомством трудно. Точнее, нельзя признать его мнение единственно возможным.
Главное, что нужно знать при сотрудничестве с самозанятыми, вы найдете в Типовой ситуации Налог на самозанятых: основные правила
Во-первых, как мы помним, самозанятые — это не всегда ИП (чтобы платить НПД, не обязательно вставать на учет как ИП). Более того, этот проект и задумывался, чтобы упростить жизнь физлицам, которые хотят заниматься бизнесом, но не желают регистрироваться как ИП.
И в отсутствие у самозанятого статуса ИП есть все основания учитывать выплаты ему как расходы на оплату труда. Ведь такой плательщик НПД — тоже физлицо, и договор с ним гражданско-правовой.
Во-вторых, удивляет ссылка Минфина на подп. 49, а не на подп. 41 п. 1 ст. 264 НК, ведь именно там говорится о договоре подряда с ИП. Получается, что ведомство не признает самозанятых предпринимателями, но не считает их просто физлицами. А это уже какой-то правовой нонсенс.
В-третьих, наконец, зачем нужно такое разделение? Напомню, если какие-то расходы можно отнести к нескольким статьям, то налогоплательщик решает, как их учитывать. Так что вы вправе сами определить, какие это будут расходы.
Допустим, вам выгодно признать эти расходы как оплату труда, потому что тогда норма расходов на ДМС будет выше. В этом случае, если у вас договор подряда с физлицом, смело учитывайте затраты в оплате труда.
Но не забывайте, что оплата труда — это прямой расход, который надо списывать по мере реализации продукции. А это, в свою очередь, затянет списание расходов, и, возможно, существенно, если самозанятый нанят на длительные работы.
Впрочем, если организация занимается оказанием услуг, то разницы не будет вовсе: прямые расходы она списывает как и косвенные — в периоде, когда они произведены.
Замечу, что налоговая не будет против принятия расходов постепенно, а не одномоментно. Ведь Минфин много раз подчеркивал, что возможность отнесения расходов к косвенным надо доказать, гораздо правильнее списывать в прямые.
Если же у вас нет цели увеличить расходы на оплату труда, то учитывайте расходы как прочие и списывайте их в месяце, когда они произведены.
Командировочные расходы в валюте без справок об обмене учитываем по курсу ЦБ
Командировки за границу в этом году определенно не в моде, но все же случаются, поэтому Минфин дает разъяснения об учете «валютных» затрат на такие поездки.
Любые расходы должны быть подтверждены документально, и командировочные — не исключение. Поэтому для учета этих затрат понадобится справка о приобретении валюты — именно по курсу, который в ней указан, надо учесть расходы работника в командировке. А если такой справки нет, то придется брать курс ЦБ на дату выдачи подотчетных сумм. Именно эти выводы Минфин озвучил в Письме № 03-03-06/1/52967.
Но отмечу: в разъяснениях ведомство не затронуло вопрос о перерасходе подотчетных сумм, ведь аванса могло просто не хватить на все расходы. В этом случае речь пойдет уже о возмещении работнику его затрат, а не о курсе обмена денег, выданных под отчет. И по давно высказанному мнению Минфина взять в этом случае надо курс ЦБ, действующий на дату утверждения авансового отчета.
Передумать создавать налоговый резерв можно только с начала года
Бывает так, что какой-то метод учета сначала казался наиболее выгодным, а на практике оказался неудобным или малоэффективным. И организация решает от него отказаться.
Обо всех правилах создания резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения вы можете прочитать в Типовой ситуации Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
Однако все подобные изменения, как напомнил Минфин в Письме № 03-03-06/1/51259, возможны только с начала следующего налогового периода. То есть с нового календарного года.
Конкретно в письме речь шла о том, как отказаться от резерва по сомнительным долгам. Для этого нужно в конце календарного года утвердить изменения в учетную политику, в которых следует прописать новые правила учета сомнительных долгов. И эти правила начнут применяться с 1 января следующего года.
ООО «Альфа»
ПРИКАЗ
от 30.12.2020 № 263
О внесении изменений в учетную политику
С 01.01.2021 п. 6.3 Учетной политики для целей налогообложения изложить так:
«6.3. Резерв по сомнительным долгам не создается. Дебиторская задолженность, признанная безнадежной, списывается в расходы текущего периода.»
Генеральный директор | И.И. Иванов |
С приказом ознакомлен
Главный бухгалтер | О.П. Петрова |
Но я напомню, что отказываться от резерва в налоговом учете может быть невыгодно. Ведь в бухучете такой резерв обязаны создавать все, в том числе малые предприятия. Гораздо удобнее будет прописать одинаковые правила формирования такого резерва в бухгалтерском и налоговом учете.
Дивиденды бывают и непропорциональными
В заключение нашего разговора о прибыли я напомню: коллеги, оптимизировать налоги надо очень осторожно. Грубые схемы ИФНС все равно не пропустит, а суд ее поддержит. Как пример приведу такую ситуацию.
По старому соглашению с Кипром дивиденды, выплачиваемые кипрскому участнику, облагались по ставке 5%. И вот есть одна организация из РФ с двумя участниками: российским, с долей 51%, и кипрским, с долей 49%. По итогам года фирма перечислила кипрской компании 99% прибыли. А налог на прибыль удержала и уплатила только с суммы, пропорциональной 49%.
Почему так? Потому что в соглашении с Кипром дивиденды определены как доход от акций или иные поступления, подлежащие такому же обложению в России. А по НК дивиденды — это доход участника, пропорциональный его доле.
Думаю, вы догадываетесь, что ИФНС не понравилась такая безвозмездная помощь кипрской компании. И, разумеется, проверяющие доначислили «дивидендный» налог с остальных 50% от суммы дивидендов.
Организация пошла по судам и поначалу даже выигрывала. Во многом благодаря заранее полученному от УФНС письму, что при непропорциональном распределении прибыли не надо платить налог с суммы, которая, формально, дивидендами не является.
Вот только ИФНС не отступила и в итоге добилась отмены прежних решений. Суд не стал рассматривать довод о понятии дивидендов из НК, а указал на то, что по смыслу соглашения с Кипром дивиденды — это суммы доходов от участия в капитале. Так что дивиденды и есть дивиденды, даже если распределение было непропорциональным
А.И. Дыбов, ведущий эксперт издательства «Главная книга»