Налоговая политика на 2021–2023 годы. Ждем и плохого, и хорошего

Какие изменения запланировали финансисты

Кому придется стать налоговым агентом

Кому больше не придется подавать декларации

В распоряжении «ПНП» появились «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Планы на 2021 год уже нашли отражение в законопроекте № 1022670–7 (см. статью «Стало известно, какие поправки в НК ждут налогоплательщиков в 2021 году»).

Мы проанализировали документ Правительства и выделили для вас самые важные моменты из долгосрочных планов чиновников.

Налог на прибыль

Амортизация после модернизации. Разработчики налоговой политики констатируют, что вопрос об амортизации полностью самортизированного основного средства после его модернизации имеет два непримиримых решения.

Чиновники Минфина полагают, что для расчета новой суммы ежемесячной амортизации к первоначальной стоимости объекта нужно прибавить стоимость амортизации (письмо от 13.07.2020 № 03-03-06/1/60600).

А вот судьи и налоговики считают, что у полностью самортизированного основного средства никакой первоначальной стоимости больше нет. Поэтому новую ежемесячную сумму амортизации нужно считать только из стоимости модернизации (определение ВС от 12.03.2018 № 305-КГ18-500 и решение ФНС от 22.10.2018 № СА-4-9/20538@).

В первом случае объект можно самортизировать за несколько месяцев, а во втором — за несколько лет.

В налоговой политике сказано, что необходимо разъяснить этот вопрос в НК. Но не сказазано, как именно.

Больше страховых расходов. Сейчас перечень страховок, стоимость которых можно отнести в расходы, закрыт (ст. 263 НК). Затраты на страхование, которых нет в списке, учесть нельзя (письмо Минфина от 26.09.2014 № 03-03-06/2/48329).

Минфин решил перевернуть это правило: установить перечень страховок, которые нельзя учесть при расчете налога. А все остальные расходы на страхование учесть будет можно.

НДС

Налоговых агентов станет больше. Есть инофирмы, которые встали на налоговый учет только потому, что у них в России есть недвижимость (п. 5 ст. 83 НК) или счет в банке (п. 27 приказа Минфина от 28.12.2018 № 293н).

Если российская компания приобретает у них товары, работы или услуги, то нерезиденты должны начислять и платить НДС самостоятельно (определение КС от 24.11.2016 № 2518-Описьмо Минфина от 11.07.2019 № 03-07-08/51296).

Но на практике это не так-то просто. Поэтому чиновники предлагают в корне поменять ситуацию. За подобных нерезидентов платить налог будут российские покупатели — налоговые агенты. Видимо, иностранцам придется предъявлять покупателям документы о том, по какому именно основанию они состоят в России на налоговом учете.

Новация не коснется тех иностранцев, у которых в России есть полноценные обособленные подразделения — представительства или филиалы. Платить налог они будут сами.

Также Минфин обещает рассмотреть идею о добровольной постановке на учет иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса для любых видов деятельности. В настоящее время это доступно только поставщикам электронных услуг (п. 1 ст. 174.2 НК).

Универсальное место реализации работ и услуг. Место реализации работ и услуг нужно определять по правилам статьи 148 НК. Место реализации может определяться и по месту деятельности исполнителя, и по местонахождению имущества, и по месту оказания услуг, и по месту деятельности покупателя.

Минфин предлагает упростить правила. Во всех случаях определять место реализации работ и услуг по стране, где находится их покупатель.

НДФЛ

Без деклараций и подтверждений. Цифровизация налоговой службы избавит граждан от подачи налоговых деклараций для получения вычетов.

Планируется, что инспекторы будут сами устанавливать, какие льготы по налогу положены гражданину, и предоставлять их автоматически.

Очевидно, это вполне соответствует созданию единой базы населения России — законопроект № 759897–7. Тем более что вести базу будут как раз работники ФНС.

Не нужно будет подавать декларацию формы 3-НДФЛ при продаже имущества ранее истечения минимального срока владения, если доход от продажи менее 250 тыс. руб. и 1 млн руб. соответственно.

УСН

Доход подсчитает налоговая. Для упрощенцев с налоговой базой «доходы» чиновники предлагают отменить налоговые декларации. Но не всем, а тем, кто применяет ККМ.

Тогда сумму налога налоговики посчитают по тем сведениям, которые к ним поступают напрямую из ККМ. Уведомление о сумме налога будет приходить через «Личный кабинет».

ПСН

Компенсация за ЕНВД. Вместо того чтобы продлить действие системы ЕНВД, Минфин предлагает расширить и углубить патентную систему. Для этого разработчики налоговой политики планируют увеличить перечень видов деятельности, доступных для патентщиков.

Кроме того, есть планы увеличить предельный размер для площадей торгового зала или зала обслуживания посетителей с 50 кв. м (подп. 45 и 47 п. 2 ст. 346.43 НК) до 150 кв. м, как в ЕНВД (подп. 6 и 8 п. 2 ст. 346.26 НК). Все это будет доступно только для предпринимателей.

Налог на имущество

Кадастр без декларации. Чиновники решили, что уплату налога без подачи декларации, которую Федеральный закон от 15 апреля 2019 года установил для транспортного и земельного налога, нужно распространить и на налог на имущество. Но только для тех объектов, налоговая база которых — это кадастровая стоимость.

Данные для расчета налога инспекция получит из Росреестра. Налоговики по окончании года отправят компании сообщение о сумме налога, которую ей нужно уплатить. Эту сумму нужно сравнить с той суммой, которую рассчитала сама организация. Если есть расхождения, у компании будет 10 дней, чтобы подать возражения.

Ставка в обмен на объем. У Минфина есть идея, как вернуть в налоговую базу движимое имущество. Налогоплательщики получат право выбора: исключить движимое имущество из налоговой базы или нет. Если не исключать, налоговая ставка будет ниже.

Идея выглядит сомнительной. Если объединенная налоговая база компании с учетом пониженной ставки даст меньшую сумму налога, зачем это бюджету? Если же наоборот, зачем это компании?

Налоговое администрирование

Вали кулем — потом разберем. Налоговая политика продвигает идею «единого налогового платежа организации, индивидуального предпринимателя». Она состоит в том, что вы платите деньги одной платежкой без разбивки по налогам, срокам уплаты, бюджетам и т. д. Инспекторы сами проведут зачет по разнообразным налоговым обязательствам компании.

С одной стороны, это удобно. С другой — налогоплательщиков лишают возможности для налогового маневра. Ведь распределять платеж налоговики будут так, как выгодно бюджету.

Уже сейчас налоговики не засчитывают без особого заявления переплату в счет недоимки, хотя обязаны это делать (п. 5 ст. 78 НК). Они просто ждут истечения срока исковой давности, чтобы потом отказать в возврате или зачете (постановления Восемнадцатого ААС от 14.09.2020 № А76-7759/2020 и Одиннадцатого ААС от 14.09.2020 № А55-13364/2019).

Новый вид налоговых проверок. Разработчики налоговой политики предлагают добавить в НК новый вид налоговых проверок — оперативные — и интегрировать законодательство о ККТ в налоговое. Оказывается, камеральные и выездные проверки недостаточно эффективны. Ведь контроль проводится только по истечении налогового периода на основе уже сформированной декларации.

Если поправки примут, налоговики получат право на четыре вида оперативных проверок: контрольная закупка, наблюдение и мониторинг. К проверкам смогут привлекать ФСБ. Для бизнеса введут новый штраф за фиксацию мнимого или притворного расчета.+

Сейчас ответственность за нарушения по ККТ прописана в статье 14.5 КоАП. Ответственность перейдет в НК. При этом появятся и новые санкции: блокировка сайтов, банковских счетов и автоматических устройств для расчетов.

Определят, когда декларацию считать непредставленной. Сейчас существует большое количество оснований, чтобы признать налоговую декларацию непредставленной. За такое нарушение компанию накажут по статье 119 НК.

Например, налоговики могут отказать в приеме декларации, если она:

  • неустановленной формы;
  • не подписана усиленной квалифицированной ЭЦП;
  • подана не в ту налоговую инспекцию;
  • представлена в бумажной форме вместо электронной;
  • содержит технические ошибки в оформлении.

Минфин предлагает установить закрытый перечень случаев, при которых налоговая декларация или расчет будут считаться непредставленными.

Кроме того, налоговиков обяжут перед тем, как заблокировать компании банковские счета за непредставленную декларацию, сначала проинформировать ее о предстоящей блокировке.

Александр Анищенко, аудитор аудиторской фирмы «АТОЛЛ-АФ»